Vnukovo International Airport logo.png
Vko international.jpg
Здание аэровокзала
Код IATA: VKO — Код ICAO: UUWW
Веб-сайт www.vnukovo.ru

 

Аэропорт Вну́ково — один из пяти основных аэропортов Москвы и Московской области, четвёртый по объёму пассажиропотока в РФ. Имеет крупнейший в России по занимаемой площади (270 тыс. м²) аэровокзальный комплекс. Расположен в черте Москвы в 10 км к юго-западу от МКАД.

Принимает как пассажирские, так и грузовые рейсы, имеет статус международного. Аэропорт имеет наиболее развитую внутрироссийскую маршрутную сеть среди всех аэропортов РФ. Является базовым аэропортом для таких перевозчиков как ЮТэйр, Трансаэро, Газпромавиа и др. Терминал Внуково-2 используется для обслуживания спецрейсов высших руководителей государства (в том числе Президента и председателя Правительства РФ), а также руководителей зарубежных стран. Терминалы Внуково-3 используются для обслуживания спецрейсов правительства города Москвы, авиации Роскосмоса и бизнес-авиации.

История

Внуково — один из старейших аэропортов Москвы. Его строительство было начато в 1937 году, причиной послужила перегруженность Центрального аэропорта на Ходынском поле (созданного в 1922 году) и аэропорта Быково (созданного в 1936 году). Первая очередь сооружений аэропорта была введена в эксплуатацию 2 июля 1941 года. В годы Великой Отечественной войны на базе Внуково была создана Московская авиагруппа особого назначения, базировалась 10 гвардейская дивизия.

После окончания войны, в сентябре 1945 года было принято решение о переносе основного московского гражданского аэропорта с аэродрома им. М. В. Фрунзе на Ходынском поле во Внуково.

Внуково имеет особый статус — более шестидесяти лет аэропорт осуществляет обслуживание рейсов воздушных судов высших должностных лиц страны, глав иностранных государств и правительств, прибывающих в Россию.

В 1993 году распоряжением Госкомимущества России на базе Внуковского производственного объединения гражданской авиации были созданы акционерное общество открытого типа «Аэропорт Внуково», впоследствии переименованное в ОАО «Аэропорт Внуково», и акционерное общество открытого типа «Внуковские авиалинии». В2001 году согласно решению Правительства Москвы было образовано ОАО «Международный аэропорт Внуково». 14 ноября2003 года Президент России Владимир Путин подписал указ «О передаче в собственность города Москвы находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества „Аэропорт Внуково“».

В начале XXI века правительство Москвы направило значительные инвестиции в развитие аэропорта, приняв 3 августа 2004 года постановление «О Концепции развития аэропорта Внуково», предусматривающее стратегическую программу развития аэропорта Внуково для обеспечения перевозки 20-22 млн пассажиров в год. В частности, 17 апреля 2004 года был сдан в эксплуатацию новый международный терминал площадью 24 тыс. м², с проектной пропускной мощностью 1200 пассажиров в час, в марте 2000 года был введён в строй новый пассажирский терминал центра бизнес-авиации АвиаБизнесТерминал Внуково-3. 6 июля 2010 первый рейс (Анапа-Москва) принял новый терминал А, построенный по проекту архитектораЛ.Борзенкова и рассчитанный на обслуживание 25 млн пассажиров в год (введена в строй первая очередь нового терминала площадью 174 тыс. м². В конце июня 2011 года была запущена двухуровневая эстакада на привокзальной площади, обеспечивающая бесплатный подъезд автотранспорта в зону высадки вылетающих пассажиров. 18 декабря2012 вступила в строй вторая очередь терминала А, проект которого получил Золотую медаль на Всемирном салоне инноваций в 2006. Терминал имеет 52 выхода на посадку. С этого дня аэровокзальный комплекс стал крупнейшим в России по занимаемой площади (270 тыс. м²).

Существенные средства были вложены и в аэродромное оборудование. В 2008 году начал работу новый командно-диспетчерский пункт, оборудованный современной техникой. В октябре 2009 года была закончена реконструкция ВПП № 2, в 2011 году продолжается реконструкция ВПП № 1[4]. На время ремонта крестовины пересекающихся под углом полос, с 15 апреля по 1 июля 2011 года, приём и отправка воздушных судов из Внукова были серьёзно ограничены, а правительственный авиаотряд перебазировался в Шереметьево[6].

Пассажирооборот млн. пассажиров

1990 2008 2009 2010 2011 2012
14[7] 7,920 7,730 9,460 8,197 9,690 

Аэродромный комплекс

Аэродромный комплекс Внуково располагает двумя пересекающимися взлётно-посадочными полосами (ВПП):

  • ВПП-1, 06/24, 3000*60 м, PCN 34/R/A/W/T, закрыта до осени 2013 года на реконструкцию с удлинением до 3500 м и присвоением cat. IIIa ICAO;
  • ВПП-2, 01/19, 3060*60 м, PCN 60/F/D/X/T, cat. II ICAO; верхний слой покрытия — асфальтобетон.

С летнего сезона 2006 года аэропорту Внуково присвоен третий (наивысший) уровень координации по классификации IATA. Пропускная способность двух ВПП — 45 взлёт/посадок в час. Режим работы 24 часа в сутки.

Аэропорт допущен к эксплуатации всех типов отечественных воздушных судов (Ил-96, Ил-62 — с ограничениями по максимальной взлетной массе) и основных типов воздушных судов западного производства:

  • Airbus A300, A310, A320, A330, A340 (с ограничениями),A380 (технически);
  • Boeing B-737, B-747, B-757, B-767, B-777;
  • MD MD-11, MD-80, MD-82

а также большого количества типов региональных самолётов и самолётов бизнес-авиации.

Перрон аэродромного комплекса рассчитан на стоянку более 100 воздушных судов различных типов — от самолётов деловой авиации до лайнеров типа B-747 илиАН-124 («Руслан»).

Аэродромный комплекс обслуживает рейсы Внуково-1 (терминалы A, B и D), правительственного терминала Внуково-2 и Центра бизнес-авиации Внуково-3.

Аэровокзальные комплексы

Внуково-1

Аэровокзальный комплекс Внуково-1 образуют три пассажирских терминала: A, B и D. Терминалы примыкают друг к другу. Терминалы B и D соединены внутренним переходом, отдельного выхода из терминала D нет. Переход из терминала А в терминалы B и D в настоящий момент возможен только с выходом на улицу. Общая пропускная способность АВК Внуково-1 после ввода в строй терминала А составила порядка 20-25 млн пассажиров в год.

Терминал А вводится в строй поэтапно по мере готовности аэродромной инфраструктуры. Терминал был открыт в июле 2010 года и изначально обслуживал только внутренние рейсы. В марте 2012 года терминал А начал обслуживать и международные рейсы. В настоящее время терминал обслуживает 79 % пассажиропотока Внуково-1. Дальнейшее развитие терминала А предполагает строительство симметричного левого крыла на месте подлежащего сносу терминала D. Вторая очередь терминала включает в себя дополнительные острова регистрации, расширение стерильной зоны внутренних линий и обеспечит сквозной проход между терминалами A и B.

Пассажирский терминал В, оборудованный посадочной галереей с шестью телетрапами, введён в эксплуатацию в апреле 2004 года. Терминал общей площадью 25 тыс. м² обладает пропускной способностью 2000 пассажиров в час и обслуживает только международные чартерные и регулярные рейсы. После перевода большинства регулярных международных рейсов в терминал А, терминал B сконцентрировался на обслуживании чартерных рейсов, рейсов бюджетных авиакомпаний и направлений в страны Средней Азии. Терминал обслуживает 19 % пассажиропотока Внуково-1.

Терминал D постройки 1980-х годов реконструирован (с заменой оборудования) в 2004—2005 годах. Общая площадь терминала D — около 30 тыс.кв.м, пропускная способность — 4800 пассажиров в час. В настоящее время терминал практически полностью выведен из эксплуатации, вылеты из него не производятся. В то же время в терминале D производится послеполётный досмотр прибывающих пассажиров некоторых внутренних рейсов. В частности, в терминал D на регулярной основе направляются все рейсы из аэропортов Северо-Кавказского Федерального округа. Помимо этого по решению МВД может быть произведён послеполётный досмотр пассажиров и других внутренних рейсов. В терминале работает несколько офисов авиакомпаний, магазин сувениров, аптека, кафе и комната матери и ребёнка. На терминал D приходится примерно 2 % пассажиропотока Внуково-1.

Внуково 2

В полутора километрах к югу от здания основного пассажирского терминала располагается спецтерминал Внуково-2, обслуживающий Президента и Правительство РФ, а также руководителей и представителей правительств других стран. Официально аэровокзал был введен в эксплуатацию 28 апреля 1963 года, но первые правительственные вылеты из Внуково стали совершаться ещё в 1956. С самого начала все правительственные перевозки осуществлял «Авиационный отряд особого назначения», в настоящее время переименованный в СЛО «Россия».

Во время вылетов и прилётов во Внуково-2 глав других государств и других высокопоставленных лиц, московское ГИБДД перекрывает Киевское шоссе от поста ДПС расположенного на пересечении шоссе с МКАД до аэровокзального комплекса Внуково-2 и сам МКАД и Кутузовский проспект; также иногда перекрывают Ленинский проспект. Обычно автотрассы закрывают на несколько минут, но случаются и длительные промежутки: так, во время похорон первого президента РФ Б. Н. Ельцина вМоскву через аэропорт совершались полёты многих VIP-персон, и дороги перекрывались на срок до 40 мин. Обычно такие мероприятия называют «режимом» или «спецпроездом».

В соответствии с указом правительства Москвы от 2004 года аэропорт Внуково должен был быть перестроен — Внуково-2 не стал исключением: так, на территории второго терминала аэропорта летом 2009 в эксплуатацию был запущен новый аэровокзал и служебно-техническое здание со всеми вновь подведенными коммуникациями.

По данным газеты «Ведомости», новое здание терминала начали строить в 2008 году. Со стороны Киевского шоссе уже успел появиться новый забор. Он выше прежнего на два метра. Предыдущий забор представлял из себя металлическую решетку, через него проезжавшие по шоссе автомобилисты могли разглядеть за деревьями здание терминала. Нынешний забор сделан из листового металла и находится на бетонном ростверке — новое здание со стороны шоссе впредь увидеть невозможно.Президент США Барак Обама стал первым зарубежным гостем, который в июле 2009 года воспользовался услугами нового здания терминала Внуково 2 Путь от Внуково 2 до Кремля его кортеж преодолел за 15 минут, при этом средняя скорость движения автомобиля президента составляла около 130 км/час

Внуково 3

В западной части лётного поля, в непосредственной близости от Боровского шоссе, располагаются несколько VIP-терминалов, объединённых под общим названием Внуково 3:

Терминал «Космос», принадлежащий Российской Ракетно-Космической корпорации «Энергия», используется для VIP-чартеров и бизнес-авиации.

Соседствующий с ним терминал «АБТ Внуково 3», введённый в эксплуатацию в 2000 году, предназначен для одновременного обслуживания не более 15 VIP-пассажиров.

Терминал «Виппорт Внуково 3», построенный в 2006 году, способен пропускать до 40 пассажиров в час.

Внуково 3 используется для приёма и вылета спецрейсов делегаций городского правительства и гостей мэра Москвы.

Показатели деятельности

Чистая прибыль ОАО «Аэропорт «Внуково» в 2008 (РСБУ) — 415,952 млн руб. (чистый убыток — 119,623 млн руб. в 2007).

Перевозчики и пункты назначения

В 2012 году аэропорт обслужил около 10 миллионов пассажиров, что примерно на 22 процентов соответственно выше, чем в 2011 году.

Транспортное сообщение с основной частью Москвы (Как добраться)

От станции метро «Юго-Западная» следуют городские рейсовые автобусы маршрутов № 611 и № 611с (экспресс). Время в пути — 25-30 минут (в час-пик может достигать 60-90 минут). Автобус № 611 следует со всеми промежуточными остановками, а № 611с — только на остановке Теплостанский проезд и промежутке Румянцево—Аэропорт. Проезд — до остановки «Аэропорт». Можно также воспользоваться автобусом № 272 до остановки «Гостиница», от которой до аэропорта 150—200 м. На промежутке метро «Юго-Западная»-Гостиница у данного маршрута только одна постоянная промежуточная остановка — Город Московский, в утренние часы (с 7.00 до 9.00) от метро и в вечерние часы (с 17.00 до 19.00) к метро добавляются остановки Картмазово и Теплостанский проезд.

Маршрутные такси № 45 (стоимость проезда 100 руб). Также есть возможность воспользоваться маршрутным такси «пос. Внуково» до остановки «Гостиница» (маршрутное такси имеет название «Такси Эконом», конечная остановка: «ул. 2-я Рейсовая»). Стоимость проезда 45 рублей. Остановка этих автобусов на м. Юго-Западная совпадает с остановкой маршрута № 611/611с. Кроме того, в 2013 г. запущено маршрутное такси 611ф. Оно следует по маршруту автобуса 611, проезд можно оплатить проездным для автобуса.

От станции метро «Тёплый Стан» следуют пригородные рейсовые автобусы маршрутов № 526. Время в пути — 100 минут.

От станции метро «Киевская» (выход к Киевскому железнодорожному вокзалу) ходят электропоезда «Аэроэкспресс» до станции Аэропорт. Из Москвы поезда-экспрессы уходят каждый час, из Внукова — имеют перерыв между 12-00 и 14-00 (в 13-00 поезд уходит без пассажиров). В 2004 году было открыто движение поездов-экспрессов от Киевского вокзала только до станции Аэропорт, расположенной в стороне от аэровокзального комплекса. От неё пассажиры доставлялись на автобусах. 7 августа 2005 года было открыто продление линии примерно на 1,5 км до подземной станции в аэропорту Внуково. Под контроль ООО «Аэроэкспресс» линия была передана 15 мая 2008 года.

 

Адрес
ул. Кузнецкий мост,
дом 21/5, 4 подъезд,
офис 607
Телефон
+7 (495) 626-02-76
+7 (495) 626-03-53
+7 (495) 626-03-34
Поддержка
contactvk@mail.ru
Яндекс.Метрика